Туристам, привыкшим часто бывать
за границей, наверняка приходилось хотя бы раз в жизни столкнуться с такой
неприятностью, как овербукинг. Итак, несколько советов по поводу того, чем это
может вам грозить и что нужно предпринять, оказавшись в подобной ситуации.
Где можно столкнуться с овербукингом
Овербукинг – это перепродажа
(сверхбронирование) мест, товаров либо услуг, превышающих их реально
существующее количество, в надежде на то, что в итоге придётся выполнить только
часть взятых на себя обязательств. Такое встречается, например, при
бронировании номера в отеле сразу несколькими людьми. В подобном случае, как
правило, приоритет отдаётся тому, кто прибыл к месту назначения раньше остальных,
а другим предлагают заселиться в похожий номер, якобы более комфортный и
привлекательный. Кроме сферы гостиничного бизнеса с таким явлением как
овербукинг можно столкнуться во время проката автомобиля, при покупке
авиабилетов (когда авиакомпаниями реализуется количество билетов, превышающее
количество реальных мест в самолёте) и в случае приобретения круиза.
Причины овербукинга
Такие ситуации могут возникать
как по вине недобросовестных туроператоров или администрации отеля,
предумышленно идущих на подобный обман, в случае, когда есть два практически
одинаковых по стоимости и условиям проживания отеля, но один из них востребован
менее другого, так и в результате банальной ошибки или невнимательности
персонала.
Если имеет место корыстный умысел
со стороны персонала отеля реализовать место в номере, который по каким-то
причинам продаётся хуже остальных, и вам отказываются предоставить заранее забронированный
номер, предлагая взамен другой, ссылаясь на то, что он более дорогой, удобный,
просторный, светлый, с красивым видом из окна и свежим ремонтом и т. д. (нужное
подчеркнуть), скорее всего, на самом деле всё обстоит с точностью до наоборот.
По факту вам придётся жить далеко от берега, с отвратительным видом из окна,
некачественной отделкой и хамским обслуживанием, а цена на такой номер была завышена
искусственно с целью ввести вас в заблуждение. Здесь имеет место простой расчёт:
проживание в отеле вами уже оплачено, вы приехали на отдых и меньше всего
сейчас хотите нервничать и ругаться, вы приехали ночью с кучей вещей и
маленькими детьми, очень устали, и совершенно не горите желанием ехать
подыскивать более соответствующий вашим потребностям ночлег. Поэтому, скрепя
сердце, согласитесь на эту вынужденную замену и, наступив на горло собственной
песне, будете жить в худших условиях, чем это предполагалось изначально.
Иногда такие неприятности могут
возникать в результате технических неполадок, к примеру, если самолёт на 180
мест по причине внезапно выявленных неисправностей не может выполнить рейс,
билеты на который уже проданы, а
соответствующая авиакомпания может предоставить вместо него самолёт
только на 158 мест. В результате часть пассажиров приходится оставить в
аэропорту и договариваться с ними о компенсации.
Что делать, если вам не хватило места
Разумеется, ситуация достаточно
неприятная, но не стоит сразу набрасываться на персонал, для начала необходимо
выяснить, столкнулись ли вы с корыстными намерениями работников или же имела
место непреднамеренная ошибка персонала или технический сбой. В двух последних
случаях администрация, заботясь о репутации своего отеля, предложит вам
действительно равноценный или даже более хороший номер.
Необходимо сохранять все имеющие
прямое отношение к сложившейся ситуации документы (договора, билеты и т. п.), фиксировать
своё общение с работниками отеля. Нужно внимательно изучать заключаемый с
туроператором договор, в условиях которого может изначально быть прописана
возможность менять фирмой на своё усмотрение место вашего проживания. В этом
случае надеяться на справедливое решение возникшего спора в суде не имеет
смысла, поскольку на этом документе уже стоит ваша подпись.
Для того, чтобы предотвратить
возникновение неприятной ситуации подобного рода в аэропорту, необходимо
приезжать заблаговременно, пользоваться слугами уже хорошо зарекомендовавших
себя авиаперевозчиков, не ставящих основополагающей целью получение
моментальной прибыли. Если компания не предупреждала вас о перебронировании и
не предложила ничего в качестве компенсации (например, талоны на еду, оплату
проживания в гостинице), впоследствии можно будет возбудить дело о
мошенничестве. Стоит заранее продумать запасные варианты с трансфером и жильём,
чтобы без особых хлопот можно было прибегнуть к ним в случае необходимости.
Соблюдение этих нехитрых условий может однажды ощутимо помочь вам спасти долгожданный
отпуск.